Выбор типа крана
При выборе типа конструкции грузоподъемного крана, необходимо учитывать в какой технологической операции будет применяться оборудование, соответствие производительности оборудования заданным данным технологического процесса, условий для работы обслуживающего персонала и другие факторы.
Грузоподъемные машины по назначению объединяются в следующие группы:
- Универсальные машины для подьема и перемещения груза с помощью крюка на гибком подвесе (грузовом канате). К ним относятся различные краны, кран-балки, лебедки и тали.
- Для перегрузки сыпучих грузов (песка, гравия, щебня) используют грузозахватный орган – грейфер.
- Для перемещения груза при помощи захвата, перемещающегося по жестким направляющим. К ним относятся краны штабелеры, технологические краны металлургии, штыревые краны цветной металлургии.
По условиям использования грузоподъемные машины объединяются в следующие группы:
- Машины универсального назначения, используемые для работы в помещениях в одну-две смены в повторно-кратковременном режиме: кран-балки, мостовые опорные и подвесные краны,
- Машины универсального назначения, используемые для работы на открытом воздухе в одну-две смены в повторно-кратковременном режиме: козловые краны, портальные краны, поворотные стреловые краны, мостовые краны на эстакадах, грейферные и магнитно-грейферные краны.
- Машины для выполнения технологических операций в металлургии, термических и кузнечных цехах по вполне определенному комплексу перегрузочных работ круглосуточно в повторно-кратковременном режиме: магнитные мостовые краны, литейные краны, ковочные краны, стриппер-краны, колодцевые краны и т.п.
- Машины для выполнения разовых и эпизодических грузоподъемных операций в помещениях и на открытом воздухе при кратковременном и повторно-кратковременном режиме работы с общим годовым числом часов работы до 500: козловые краны гидроэлектростанций, мостовые краны машинных залов, мостовые краны ремонтные, козловые и портальные краны судостроения и т.п.
Краны мостового типа (мостовые и козловые) лучше применять для регулярных технологических операций и интенсивной работой.
Применение козловых кранов целесообразно, если невозможно выполнение работ с помощью напольных средств (погрузчиков, стреловых кранов и т.д.).
Установка мостовых кранов на открытых эстакадах рекомендуется только при постоянном движении другого транспорта через крановые пути.
При расположении мостовых кранов в производственном помещении или на складе необходимо учитывать:
- При легком и среднем режиме работы крана (группы режима крана А1…А3), грузоподъемности до 12,5 тн. следует устанавливать подвесные электрические краны,
- Установка опорных однобалочных кранов для легкого и среднего режима грузоподьемнотью до 16 тн возможна только, когда установка подвесных кранов невозможна, или в технологическом процессе необходимо управление из кабины,
- Установка двухбалочных опорных кранов возможна при необходимости эксплуатации краны для среднего и тяжелого режима работы или если в технологическом процессе необходимо управление из кабины.
- Консольные краны используют для вспомогательных работ и устанавливают в качестве дополнительных средств к мостовым кранам.
- Ручные краны следует применять при одноразовых (ремонтных) работах или при невозможности подвода электропитания.
При выборе системы управления краном необходимо знать:
- Управление с помощью подвесного пульта управления возможно, если максимальная скорость движения крана до 0,83 м/с; и если отсутствуют повышенные требования к точности установки груза.
- Управление краном с помощью радиоуправления применяют для всех групп режима крана, при невозможности управления краном вблизи груза.
- Управление из кабины применяю при среднем и тяжелом режиме работы крана, т.е. где необходимы более скоростные характеристики крана.