Выбор типа крана

При выборе типа конструкции грузоподъемного крана, необходимо учитывать в какой технологической операции будет применяться оборудование, соответствие производительности оборудования заданным данным технологического процесса, условий для работы обслуживающего персонала и другие факторы.

Грузоподъемные машины по назначению объединяются в следующие группы:

  1. Универсальные машины для подьема и перемещения груза с помощью крюка на гибком подвесе (грузовом канате). К ним относятся различные краны, кран-балки, лебедки и тали.
  2. Для перегрузки сыпучих грузов (песка, гравия, щебня) используют грузозахватный орган – грейфер.
  3. Для перемещения груза при помощи захвата, перемещающегося по жестким направляющим. К ним относятся краны штабелеры, технологические краны металлургии, штыревые краны цветной металлургии.

По условиям использования грузоподъемные машины объединяются в следующие группы:

  1. Машины универсального назначения, используемые для работы в помещениях в одну-две смены в повторно-кратковременном режиме: кран-балки, мостовые опорные и подвесные краны,
  2. Машины универсального назначения, используемые для работы на открытом воздухе в одну-две смены в повторно-кратковременном режиме: козловые краны, портальные краны, поворотные стреловые краны, мостовые краны на эстакадах, грейферные и магнитно-грейферные краны.
  3. Машины для выполнения технологических операций в металлургии, термических и кузнечных цехах по вполне определенному комплексу перегрузочных работ круглосуточно в повторно-кратковременном режиме: магнитные мостовые краны, литейные краны, ковочные краны, стриппер-краны, колодцевые краны и т.п.
  4. Машины для выполнения разовых и эпизодических грузоподъемных операций в помещениях и на открытом воздухе при кратковременном и повторно-кратковременном режиме работы с общим годовым числом часов работы до 500: козловые краны гидроэлектростанций, мостовые краны машинных залов, мостовые краны ремонтные, козловые и портальные краны судостроения и т.п.

Краны мостового типа (мостовые и козловые) лучше применять для регулярных технологических операций и интенсивной работой. Применение козловых кранов целесообразно, если невозможно выполнение работ с помощью напольных средств (погрузчиков, стреловых кранов и т.д.). Установка мостовых кранов на открытых эстакадах рекомендуется только при постоянном движении другого транспорта через крановые пути. При расположении мостовых кранов в производственном помещении или на складе необходимо учитывать:

  1. При легком и среднем режиме работы крана (группы режима крана А1…А3), грузоподъемности до 12,5 тн. следует устанавливать подвесные электрические краны,
  2. Установка опорных однобалочных кранов для легкого и среднего режима грузоподьемнотью до 16 тн возможна только, когда установка подвесных кранов невозможна, или в технологическом процессе необходимо управление из кабины,
  3. Установка двухбалочных опорных кранов возможна при необходимости эксплуатации краны для среднего и тяжелого режима работы или если в технологическом процессе необходимо управление из кабины.
  4. Консольные краны используют для вспомогательных работ и устанавливают в качестве дополнительных средств к мостовым кранам.
  5. Ручные краны следует применять при одноразовых (ремонтных) работах или при невозможности подвода электропитания.

При выборе системы управления краном необходимо знать:

  1. Управление с помощью подвесного пульта управления возможно, если максимальная скорость движения крана до 0,83 м/с; и если отсутствуют повышенные требования к точности установки груза.
  2. Управление краном с помощью радиоуправления применяют для всех групп режима крана, при невозможности управления краном вблизи груза.
  3. Управление из кабины применяю при среднем и тяжелом режиме работы крана, т.е. где необходимы более скоростные характеристики крана.