Общие сведения по грузоподъемному оборудованию

Определения кранов по конструкции

Кран грузоподъемный – оборудование повторяющегося действия, который служит для подъема и перемещения груза, подвешенного на крюк или удерживаемый другим грузозахватным органом (грейфером, магнитом, траверсой и др.)

ОпределениеСхема
1 Кран мостовой опорный - кран мостовой, опирающийся на надземный подкрановый путь (рельсы).
Кран мостовой опорный однобалочный – одна пролетная балка (легкий режим работы),
Кран мостовой опорный двухбалочный – две пролетные балки (средний и тяжелый режим работы).
2 Кран мостовой подвесной - кран мостовой, подвешенный к нижним полкам подкранового пути (двутавру).
Кран мостовой подвесной однопролетный – один пролет (2 концевые тележки).
Кран мостовой подвесной двухпролетный – два пролета (3 концевые тележки)
3 Кран консольный на колонне - кран консольный, установленный на фундаменте, перемещение груза вокруг оси осуществляется с помощью стрелы.
4 Кран козловой - кран мостового типа, который опирается на наземный подкрановый путь (рельсы) с помощью опор.
5 Кран полукозловой - кран мостового типа, который с одной опорой опирается на наземный подкрановый путь (рельс), а другой на опорную стойку.
6 Грузозахватный орган – устройство для подвешивания, захватывания, подхватывания груза.
  • Кран крюковой - кран с грузозахватным органом в виде крюка.
  • Кран грейферный - кран, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера. Грейфер - грузозахватное приспособление, снабженное челюстями для захвата и транспортировки на небольшое расстояние сыпучих грузов.
  • Кран магнитный - кран, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита. Электромагнит (магнитная шайба, магнитная плита) - предназначен для захвата и перемещения крановыми механизмами скрапа, металлолома, блюмса, поковок, пакетированного лома, рулонного и длинномерного проката.
7 Подвеска крюковая - служит для подвешивания груза на грузовой канат крана.
В верхней части подвески вращаются один или несколько канатных блоков (полиспастов) – они служат для направления каната.
В нижней части крюковой подвески с помощью гайки закрепляется грузовой крюк.
8 Кран литейный - кран мостового типа, оборудованный механизмами подъема и опрокидывания литейного ковша.
9 Кран штабелер - кран мостового типа, оборудованный вертикальной колонной с устройством для штабелирования грузов.

Основные узлы кранов

ОпределениеСхема
1Мост крана (пролетная балка) - несущая конструкция кранов мостового типа, предназначенная для движения по ней тали, грузовой тележки.
2Механизм передвижения (привод на перемещение) - приводное устройство для передвижения крана (мотор-редуктора)
3 Таль - грузоподъемный механизм, предназначенный для подъема и перемещения груза вдоль пролетной балки однобалочного крана (моста крана).
4 Грузовая тележка – грузоподъемный механизм, предназначенный для подъема и перемещения груза вдоль моста двухбалочного крана (механизмом подъема служит лебедка).
5 Лебедка - предназначена подьема и перемещения груза. Она закреплена стационарно. Тяговое усилие передается с помощью каната от приводного барабана.

Основные характеристики кранов

ОпределениеСхема
1Грузоподъемность – максимальная масса поднимаемого краном груза.
2 Пролет - расстояние крана между осями рельсов (двутавров) подкранового пути (по горизонтали).
3 Высота подъема - расстояние от уровня пола до крюка, находящегося в верхнем положении (по вертикали).
4 Глубина опускания - расстояние от уровня рельса до крюка, находящегося в нижнем рабочем положении (по вертикали).
5 Вылет стрелы - расстояние от оси вращения поворотной части до вертикальной оси крюка (по горизонтали)
6 Строительная высота крана – расстояние от верхней точки двутавра пролетной балки до крюка тали, в верхнем его положении (размер h).
Строительная высота крана состоит из:
  1. Строительной высоты пролетной балки (моста) (размер h1),
  2. Строительной высоты тельфера (размер h-h1 или С).
7 Высота подкранового пути - расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головки рельса подкранового пути.
8 Подход - расстояние от оси кранового рельса до вертикальной оси крюка (по горизонтали) - не рабочая зона крана, т.е. там где таль не может взять груз.
9 База крана - расстояние между осями опор крана, измеряемое по его продольной оси.
10 Давление колеса - значение наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемое одним ходовым колесом на подкрановый путь или на основание.
11 Режим работы крана - характеристика крана, учитывающая его использование по грузоподъемности и времени, а также число циклов работы.
12 Исполнение крана:
общепромышленное – краны мостовые, эксплуатируются в помещениях, не содержащих взрывоопасных и пожароопасных веществ,
пожаробезопасное (зоны, в которых при нормальном технологическом процессе либо при его нарушениях постоянно или периодически появляются опасные горючие вещества (жидкости, пыль или твердые вещества)),
П1 - Краны, эксплуатируемые в помещениях с горючими жидкостями.
П11 - Краны, эксплуатируемые в помещениях, в которых имеется горючая пыль или волокна.
П11-а - Краны, эксплуатируемые в помещениях, в которых имеются твердые или волокнистые, не переходящие во взвешенное состояние вещества, материалы.
П111 - Краны, эксплуатируемые в среде вне помещения, в котором находятся горючие жидкости, пыли, волокна и т.д.
взрывобезопасное (представляют собой грузоподъемные машины с взрывозащищенным электрооборудованием, исключающим возможность искрообразования при работе, у которых температура нагрева наружных поверхностей не превышает температуры самовоспламенения взрывоопасных смесей или температуры тления для тлеющих пылей)
В1 - Краны, эксплуатируемые в помещениях, в которых взрывоопасная среда образуется постоянно.
В1-а - Краны, эксплуатируемые в помещениях, в которых взрывоопасная среда образуется кратковременно.
В1-б - Краны, эксплуатируемые в пространстве с небольшим содержанием взрывоопасной среды.
Группа взрывобезопасной среды (Обозначение знаков температурного класса взрывозащищенного электрооборудования в зависимости от предельно допустимой температуры его оболочки): Т1-450С, Т2-300С, Т3-200С, Т4-135С, Т5-100С, Т6-85С
13 Температурный режим - температура окружающего воздуха при которой будет эксплуатироваться кран (-20+40) или (-40+40).
14 Климатическое исполнение и категория размещения - в каком климате будет эксплуатироваться кран: У- умеренный климат, Т- влажный тропический климат.
Где будет эксплуатироваться кран:
  1. на улице (под открытым небом),
  2. на улице под навесом,
  3. в помещении (закрытое, отапливаемое).
15 Регулирование скорости передвижения:
Стандартная - кран имеет одну скорость передвижения.
Плавный пуск - использование устройства позволяет обеспечить контролируемый безударный плавный пуск, что исключает механические удары, являющиеся причиной преждевременного износа.
Частотное - дает возможность изменения и регулирования скорости хода крана, плавную и точную работу на малых скоростях перемещения и подьема груза, дает защиту от перегрева, коротких замыканий, от обрыва фаз, от перегрузок.
16 Тип управления краном:
Ручное – кран приводится в движение от цепи.
Электрическое (через пульт управления) – в стандартной комплектации краны комплектуются 6-ти кнопочным подвесным пультом управления.
Радиоуправление – используется дублирующий пульт управления. Кран управляется путем передачи сигнала по радиоканалу. В отличие от «подвесного пульта», пульт радиоуправления не привязан к крану, что позволяет управлять краном с необходимой вам точки.
17 Оснащение тормозом - устройство для снижения скорости движения или для остановки и (или) удержания механизмов в неподвижном состоянии. В стандартной комплектации краны не оснащены тормозом и останавливаются «накатом» под собственной массой и массой груза. Тормоз устанавливается для более точного позиционирования груза.
Если кран эксплуатируется на открытом воздухе, то необходимо установить тормоз на все механизмы передвижения (передвижения крана и тали, подьем груза). Тормоза механизмов передвижения, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку и удержание машины и ее тали при действии максимально допустимой скорости ветра.
18 Подвод питания: Кабельный - в стандартной комплектации, кран изготавливается под кабельный подвод питания. Троллейный - различают двух видов:
  • открытого - комплектуется токоприемником,
  • закрытого - комплектуется шинопроводом (по всей длине цеха), токоприемником, элементами крепления.
19 Ограничитель грузоподъемности – предназначен для защиты грузоподъёмного механизма от перегрузок. В случае перегруза тельфера свыше заявленной грузоподъёмности, ОГП отключает механизм подъёма и не допускает поломки механизма.
20 Нагрузки воздействующие на кран: ветровые нагрузки, снеговые и гололедные нагрузки, температурные воздействия, перекосные нагрузки при движении, динамические нагрузки, вызванные соударением буферов; нагрузки, вызванные внезапным отключением электропитания крана и поломками элементов механизмов, а также сейсмические нагрузки.

Основной ряд грузоподъемностей

1 Краны однобалочные опорные 0.5т, 1т, 2т, 3.2т, 5т, 6.3т, 8т, 10т, 12.5т, 16т
2 Краны однобалочные подвесные 0.5т, 1т, 2т, 3.2т, 5т, 6.3т, 8т, 10т, 12.5т
3 Краны консольные 0.5т, 1т, 2т, 3.2т, 5т, 10т
4 Краны мостовые двухбалочные 3.2т, 5т, 10т, 12.5т, 16т, 20т, 25т, 32т, 50т, 63т, 80т, 100т, 125т, 160т, 200т, 250т, 320т, 500т
5 Краны козловые 3.2т, 5т, 10т, 12.5т, 16т, 20т, 25т, 32т, 50т
6 Легких козловые краны 0.5т, 1т, 2т, 3.2т, 5т
7 Электрические тали 0.5т, 1т, 2т, 3.2т, 5т, 6.3т, 8т, 10т, 12.5т
8 Ручные тали 0.5т, 1т, 2т, 3.2т, 5т, 6.3т, 8т, 10т
9 Краны «Умелец» 0.125т, 0.25т, 0.32т, 0.5т, 1т, 2т
10 Краны «Пионер» 0.25т, 0.32т, 0.5т, 1т

Основной ряд пролетов

1 Краны однобалочные опорные 4.5м, 7.5м, 10.5м, 13.5м, 16.5м, 22.5м, 24м, 28.5м
2 Краны однобалочные подвесные 3м, 4.2м, 6м, 9м, 12м, 15м
3 Краны двухпролетные подвесные 7.5 + 7.5м, 9 + 9м, 10.5 + 10.5м, 12 + 12м
4 Краны консольные (вылет стрелы) 2м, 3м, 4м, 5м, 6м
5 Краны мостовые двухбалочные 4.5м, 7.5м, 10.5м, 13.5м, 16.5м, 22.5м, 24м, 28.5м
6 Краны козловые 12.5м, 16м, 20м, 25м, 32м

Основной ряд скоростей передвижения и подъема груза

1 Краны однобалочные опорные и подвесные от 0.32 до 0.53 м/с
2Кранов мостовых двухбалочных
- ход кранабез кабины – 0.8 м/с
с кабиной – 1.25 м/с
- передвижение тележкибез кабины - 0.32 м/м
с кабиной – 0.63 м/с
- подьем груза0,06 - 0,13 м/с (в зависимости от г/п)
3Кранов козловых (трубчатая конструкция)
- ход кранабез кабины – 0.53 м/с
с кабиной – 1.0 м/с
- передвижение талибез кабины – 0.33 м/с
с кабиной – 1.0 м/с
- подьем грузабез кабины – 0,53 м/с
с кабиной – 1,0 м/с
4Кранов козловых (фермовой конструкции)
- ход крана10 и 12.5 тн – 0.66 м/с
16 и 20 тн – м/с
- передвижение тележки0.83 м/с
- подьем груза10 и 12.5 тн – 0.125 м/с
16 и 20 тн – 0.2 м/с
5Кранов козловых (коробчатое сечение)
- ход крана1.66 м/с
- передвижение тележки0.63 м/с
- подьем груза0.2 м/с
6Электрические талиподъема - до 0.2 м/с, передвижения до 0.53 м/с

Госты, по которым производятся краны

1Краны электрические однобалочные опорныеГОСТ 22045-89
2Краны ручные однобалочные опорныеГОСТ 7075-80
3Краны электрические и ручные подвесныеГОСТ 7890-93
4Кранов мостовых двухбалочныхГОСТ 27584-88
5Кранов козловыхГОСТ 7352-88
6Краны консольные ручныеГОСТ 19494-74
7Краны консольные электрические ГОСТ 19811-90
8Тали электрическиеГОСТ 22584-96
9Тали ручныеГОСТ 28408-89

Обозначение кранов по ГОСТ

Полное обозначение крана (для договоров)Сокращенное обозначение крана (для счетов, расчетов прибыли и наряд- заказов)

Кран подвесной

Кран подвесной грузоподъемность 1т, полная длина крана 6.6м, длина пролета 6м, высота подъема 6м, температурный режим -20 +40, категория размещения У3. (категория размещения указывается в зависимости от требования заказчика).
1 – 6.6 – 6 – 6 – 380 – У3

Кран подвесной двухпролетный

Кран подвесной грузоподъемность 1т, полная длина крана 19.2м, длина пролета 9м + 9м, высота подъема 6м, температурный режим -20 +40, категория размещения У3. (категория размещения указывается в зависимости от требования заказчика).
1 – 19.2 – (9+9) – 6 – 380 – У3

Кран однобалочный опорный

Кран опорный грузоподъемность 1т, пролет 6.5м, высота подъема 6м, температурный режим -20 +40, категория размещения У3. (категория размещения указывается в зависимости от требования заказчика).
1 – А – 1 – 6.5 – 6 - 380

Кран двухбалочный опорный

1 – А – 1 – 6.5 – 6 - 380

Кран консольный
(ручное управление)

Кран консольный грузоподъемность 1т, вылет стрелы 4м, высота подъема 4м, температурный режим -20 +40, категория размещения У3. (категория размещения указывается в зависимости от требования заказчика), с ручным поворотом консоли.
Типы кранов:
  1. консольные поворотные настенные краны,
  2. консольные поворотные краны на колонне с верхней и нежней опорой,
  3. консольные поворотные краны на колонне свободно стоящие.
ККР3 – 1 – 4 - 4

Кран консольный
(механическое управление)

Кран консольный грузоподъемность 1т, вылет стрелы 4м, высота подъема 4м, температурный режим -20 +40, категория размещения У3. (категория размещения указывается в зависимости от требования заказчика), с механическим поворотом консоли.
Типы кранов:
  1. настенные с ручным поворотом консоли,
  2. на колонне с верхней и нижней опорами с ручными поворотом консоли,
  3. на колонне свободностоящей с ручным поворотом консоли,
  4. на колонне свободностоящий двухплечевые с ручным поворотом,
  5. настенные с механическим поворотом,
  6. на колонне с верхней и нижней опорами с механическим поворотом консоли,
  7. на колонне свободностоящей с механическим поворотом консоли.
ККМ7 – 1 – 4 - 4

Кран козловой

Кран козловой тип ККТ с управлением с пола грузоподъемностью 3.2 т, пролетом 12.5 м, высотой подъема 7.1 м.
Кран козловой тип КК с управлением из кабины, грузоподъемностью 20 т, группы режима 6К, пролетом 25 м, высотой подъема 9 м,

ККТ-П - 3.2 - 12.5 - 7.1

КК – К – 20 – 6К – 32 – 9